FAQ таможни
FAQ таможни
Что входит в услуги таможенного брокера?

Услуги таможенного брокера насущная необходимость, если вы занимаетесь покупкой товаров из-за рубежа или отправкой за границу собственной продукции коммерческими партиями. Брокер не только подает от вашего лица декларацию в таможенный орган, но и консультирует вас, помогает и разрешает сложные ситуации на всём пути транспортировки товара.

Такие услуги как правило включают в себя:

  • подбор кода в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
  • определение подлежащих уплате таможенных платежей, НДС, антидемпинговых и других пошлин при наличии; 
  • определение круга требующейся разрешительной документации; 
  • определение списка необходимой маркировки продукции (это может быть маркировка ЕАС, “Честный знак” и др.); 
  • экспедирование груза (то есть подбор оптимального маршрута, заказ транспорта, согласование работы транспортных служб и сервисов на всём пути следования партии); 
  • представление интереса заказчика в таможенных органах; 
  • помощь в подготовке необходимой для оформления документации (сертификаты соответствия, лицензии ФСТЭК, ветеринарные сертификаты и пр.); 
  • подтверждение заявленной таможне таможенной стоимости в случае, если таможня отказывается её принимать
  • подготовку документов для получения классрешения ФТС на оборудование в разобранном виде; формирование и подачу декларации в таможенный орган (при необходимости также подача предварительной декларации на товары).

Кто пользуется услугами таможенного представителя

Согласно статистике ФТС, порядка 60% таможенных деклараций подается таможенными представителями. 40% подается самими участниками внешнеэкономической деятельности.

К услугам таможенного представителя прибегают как крупные участники рынка с широкой товарной номенклатурой грузов (например, OBI, Ozon, Lamoda, М.Видео, Леруа Мерлен и др.), так и средние и мелкие предприятия, на регулярной основе занимающиеся закупками или отгрузками нескольких товарных групп.

Как правило, для оформления единичных поставок также привлекаются таможенные брокеры. Потому как экономическая выгода имеет место только там, где постоянный крупный поток поставок. Однако, как следует из упоминания выше, даже крупные компании, которые могут себе позволить организовать собственный штат декларантов и логистов инхаус, предпочитают обращаться за услугами таможенного представителя.

Чаще за помощью таможенного брокера обращаются компании-импортеры, нежели экспортеры. И хотя в целом принцип таможенного оформления не отличается, с импортом возникает больше проблем, потому как импортные поставки регулируются государством более строго, нежели экспортные (если только мы не говорим про экспорт леса и других природных ресурсов). Как правило при импорте камнем преткновения становится разрешительная документация и маркировка товаров. Кроме этого проблему составляет правильное определение кода, от которого зависит как перечень разрешительных бумаг, так и ставки таможенных пошлин, подлежащих уплате.

Поскольку бюджет напрямую формируется тем, что собирает таможня на внешнеэкономической деятельности и главным образом на экспорте природных ресурсов и импорте иностранных товаров, неудивительно, что становится так трудно доказать таможне и правильность определенного кода, и честность заявленной таможенной стоимости.

Задача таможенного представителя - убедить таможню в том, что импорт осуществляется по всем правилам и законам, установленным в Российской Федерации, а поводов докучать импортеру нет.

Чем грозит дилетантский подход к таможенному оформлению

Таможенное законодательство ЕАЭС и России довольно четко определяет последствия для любого, даже малейшего нарушения при таможенном оформлении (например, обнаружилось, что вся партия ваших товаров промаркирована в соответствии с техрегламентом ТС, но одна коробка пропущена). Незначительные, казалось бы, ошибки, неточности в весе или описании продукции приводят, как правило, к возбуждению административных дел, штрафам. В некоторых случаях таможня конфискует товар, ставший предметом правонарушения (например, вы ввезли товар, охраняемый защищенным товарным знаком, без разрешения от правообладателя).

Таможенное оформление сегодня вследствие зарегулированности представляет собой не меньше чем минное поле, причем расположение этих мин меняется день ото дня. И задача таможенного брокера провести вас через него без потерь.

Таможенное оформление грузов: подготовка

Таможенное оформление грузов, таможенная очистка, растаможка — все эти термины подразумевают один и тот же процесс. Отметим однако, что официально используется, указывается в законодательных актах только “таможенное оформление”, которое представляет собой совокупность определенных действий, необходимых для перемещения грузов (коммерческих, гуманитарных, частных) через границу.

Главным документом в таможенном оформлении выступает декларация на товар (ДТ), подаваемая в таможенный орган. В декларации указываются все важные характеристики груза: описание товара, его код ТН ВЭД, вес, страна происхождения, таможенная стоимость, грузополучатель, транспортировщик, перечень сопутствующих документов (внешнеэкономический контракт, инвойс, разрешительная документация такая, как, например, сертификат соответствия техрегламентам ТС).

Этапы таможенного оформления

Подготовка к таможенному оформлению начинается задолго до прихода товара на границу. 

  • Сперва заключается внешнеэкономический контракт (если мы говорим о коммерческой поставке), затем он регистрируется в банке, где контракту присваивают номер, необходимый в дальнейшем; 
  • Определяется код продукции в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. 
  • Исходя из предыдущего пункта определяется, потребуются ли какие-то дополнительные документы помимо стандартного набора. Это могут быть:
    - классификационное решение ФТС;
    - нотификация ФСБ;
    - лицензия ФСТЭК (при экспорте);
    - свидетельство о государственной регистрации;
    - регистрационное удостоверение на медицинское изделие;
    - сертификат или декларация соответствия техрегламенту ТС;
    - и др. 
  • Определяется, потребуется ли нанесение какой-либо маркировки перед тем, как товар прибудет на границу. Это может быть маркировка ЕАС (если на товар требуется сертификат соответствия, то нужна и маркировка) или маркировка “Честный знак”. Если да, маркировку потребуется подготовить и направить поставщику, чтобы он нанес коды или наклейки на упаковки с товаром. Если вы экспортер, то ваш покупатель должен сообщить, потребуется ли какая-то маркировка при доставке в его страну. 
  • Нанимается транспортная компания, которая осуществит перевозку груза, заключается договор. В договоре указано, на каких условиях в соответствии с Инкотермс 2020 происходит доставка (есть и другие условия, но в целом весь мир работает по стандарту Инкотермс 2020). 
  • Если к таможенному оформлению привлекается таможенный представитель, то ему для заполнения декларации потребуются копии документов: контракта, инвойса, CMR (если брокер и перевозчик разные подрядчики) и др. 
  •  Если таможенное оформление планируется производить самостоятельно, сперва потребуется установить специальное программное обеспечение от одного из российских разработчиков, получить в ФТС электронную подпись и сформировать декларацию, когда товар прибудет в зону таможенного контроля выбранного таможенного пункта пропуска.

Таможенное оформление: сложности

Таможенное оформление таит в себе немало трудностей, из-за чего большое количество компаний прибегают к помощи профессиональных посредников — таможенных представителей. Вот наиболее частые из этих проблем: 

  • Непринятие таможенной стоимости.  
    Самая распространенная загвоздка. Когда таможне кажется, что имеет место попытка занижения таможенной стоимости (особенно часто ей так кажется, когда объем таможенных платежей напрямую зависит от стоимости), таможня корректирует стоимость. То есть по факту назначает ту, которая кажется ей более справедливой. Участник ВЭД может отстоять свою стоимость, но это будет стоить серьезных усилий и времени. При этом на время доказывания своей стоимости декларанту придется внести ту сумму пошлин, которую насчитала таможня. “Излишки” вернут, если получиться доказать собственную правоту. 
  • Непринятие кода
    Таможня может не согласиться с тем кодом ТН ВЭД, который выбрали вы. И здесь откроется целый сундук неприятностей: во-первых, скорее всего последует дело о недостоверном декларировании с назначением наказания. Во-вторых, вероятно, новая сумма платежей окажется выше изначально рассчитанной. В-третьих, может статься, что на присвоенный таможней код потребуются разрешительные документы, которые вы не готовили, исходя из другого кода. 
  • Отсутствие маркировки товаров
    Если в описании кода ТН ВЭД вашего товара указано, что требуется сертификат соответствия ТР ТС, на каждую индивидуальную упаковку товара должна быть нанесена маркировка ЕАС. Если таможня досмотрит груз и окажется, что что-то пропущено и не вся партия промаркирована, последует отказ в выпуске и дело об административном правонарушении. Партию придется разделять, немаркированную часть груза — помещать на таможенный склад, маркировать там и заново подавать декларацию. Все это платные операции.
  • Непредсказуемость
    Таможенная служба часто экспериментирует. Много и беспощадно. И нередко выкатывает обновления без предупреждения, без приказов и объявления войны. И значимую информацию о том, как к концу недели поменяется принцип обработки деклараций, узнаешь, если повезет, через слухи. Может статься так, что еще сегодня твою декларацию пост спокойно выпустил, а назавтра отказал в связи с отсутствием компетенций по выпуску. От этого не застрахован никто, но, как правило, таможенные представители первыми, ещё до официальных анонсов, узнают, какие изменения грядут.
Как выбрать таможенного брокера: 4 совета
Реестр таможенных представителей ФТС насчитывает более 400 компаний – компаний, готовых провести процедуру таможенного оформления для вашего предприятия. Как выбрать надежного партнера, который доставит груз в срок, за обещанную цену, гарантирует соблюдение законов и не подкинет неприятных сюрпризов? Если вам необходимы услуги таможенного представителя, мы бы рекомендовали обратить внимание на несколько параметров при выборе подрядчика.

Правило №1. Брокер должен задавать вопросы

Чем больше информации о характере вашей поставки, вашем грузе, о вашей компании, поставщике соберет таможенный представитель, тем выше шанс, что таможенное оформление пройдет без сучка и задоринки. Я бы сильно усомнился в профессионализме человека, который, услышав название товара, страну отправления и клиентское «мне нужно», обещает поставку чуть ли не «до конца недели». Который «гарантирует выпуск за один день» (никто не может дать таких гарантий, серьезно!), который не запрашивает документов и вообще старается побыстрее взять быка за рога. Ну и учтите, что общение с брокером ? как общение с собственным адвокатом: правда и ничего кроме правды.

Правило №2. Сэкономить на таможенном оформлении не получится

Это бизнес, а не благотворительность, поэтому если вы среди 5-10 коммерческих предложений нашли стоимость вдвое, втрое ниже средней, не торопитесь. Вполне возможно, что дополнительные расходы возникнут потом, на этапе, когда груз уже будет стоять на складе, а вам будет некуда деваться, кроме как платить и платить. Скупой платит дважды – золотое правило, на все 100% справедливое здесь.

Правило №3. Не связывайтесь с новичками

Так уж вышло, что многолетний опыт работы брокера говорит о налаженных отношениях с таможенными органами, а это важно: ему защищать ваши интересы, в случае чего. Так что на возраст бренда, опыт, конечно, можно ориентироваться. Не хотите же вы стать первым блином новичка?

Правило №4. Гуглите

Банально, но может сослужить хорошую службу. Упоминается ли компания в публикациях СМИ, ведет ли собственный блог, колонку, дает ли экспертные мнения? Присутствует в социальных сетях? Так вы сформируете общее представление о компании и сможете решить – готовы ли доверить своё детище вот этим ребятам из интернета? Идите туда, где прекрасно понимают, что имидж – всё.
Кто такие таможенные брокеры

Это видео приоткроет завесу тайны, которая на протяжении многих лет окутывает тему таможенного оформления. Вы даже не представляете, что скрывается за таким тривиальным понятием, как "таможенный брокер".

Что означает “таможенное оформление с колёс”?

«Таможенное оформление с колес» означает выпуск декларации на товары без их помещения под процедуру временного хранения. Такой способ позволяет импортеру избежать расходов, связанных с выгрузкой и последующим хранением ввозимых товаров на СВХ.

Чтобы оформление «с колес» стало возможным, необходима тщательная проработка всего пакета документов для таможенного оформления, предоставляемого в таможню. Любые неточности в документах сделают таможенное оформление с колес невозможным, так как таможенный инспектор направит декларанту запрос на предоставление дополнительных документов и сведений о товаре или сделке и процесс выпуска декларации затянется на срок, необходимый для предоставления таких сведений.

Согласно действующему таможенному законодательству, у декларанта есть 24 часа с момента регистрации прибывшего транспортного средства в ЗТК для подачи в таможню декларации на товар и всех необходимых документов.

В противном случае товар помещается на временное хранение и его владелец будет вынужден нести соответствующие расходы.

Надо отметить, что даже подача декларации и полного пакета документов до истечения 24 часов не является гарантией «таможенного оформления с колес». При завершении процедуры доставки товара или при регистрации декларации на товар таможенная система может автоматически выставить обеспечительную меру: взвешивание, осмотр, досмотр, сканирование при помощи инспекционно-досмотрового комплекса.

В этом случае товар в обязательном порядке помещается на временное хранение и его выпуск декларации приостанавливается до момента завершения проверочных процедур и регистрации акта досмотра в системе таможни. Владелец груза также несет расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными операциями при досмотре (выгрузка товара из грузового отсека и загрузка обратно после завершения досмотра).


Что такое удаленный выпуск товара?

Развитием информационных технологий и их внедрением в таможенную сферу сделало возможным применение процедуры удаленного выпуска товаров.

Раньше местом выпуска товара являлось место, где была завершена процедура завершения доставки товара (завершена процедура таможенного транзита, открытая при пересечении товаром границ Таможенного союза). Таким местом являлся склад временного хранения (СВХ) с размещенным таможенным органом (таможенным постом либо отделом таможенного оформления и таможенного контроля).

Для выпуска ввезенного товара его владельцу приходилось либо отправлять своих сотрудников на таможенные посты для подачи в таможню деклараций и документов, либо заключать договор с таможенным представителем, который осуществляет свою деятельность на этом таможенном посту, чтобы товар декларировался от имени таможенного представителя, сотрудники которого представляли бы интересы грузовладельца перед таможней.

Первым шагом в сторону удаленного выпуска товаров стало внедрение процедуры электронной подачи деклараций на товары и формализации пакета документов для таможенного оформления, что сделало ненужным физическое присутствие представителей грузовладельца или таможенного представителя для подачи документов.

Теперь декларация подается в электронном виде за электронно-цифровой подписью грузовладельца либо сотрудника таможенного представителя.

Вторым шагом в этом направлении стала организация так называемых ЦЭДов (центров электронного декларирования) – мест оформления товаров в местах, удаленных от мест фактического прибытия товара. ЦЭД, по своей сути, является таможенным постом, у которого нет СВХ.

Таким образом, ЦЭД может выпускать товары, размещенные на СВХ в других регионах страны. К примеру, импортируемый товар, поступивший на склад временного хранения в Ленинградской или Смоленской областях, может быть выпущен ЦЭДом, находящимся в Московской области.

В случае необходимости проведения таможенного досмотра, соответствующее поручение отправляется таможенным инспектором ЦЭДа на пост, где фактически располагается товар и все последующие меры фактического таможенного контроля (досмотр, отбор проб и образцов), осуществляются инспекторами в месте нахождения товара.

После завершения досмотра, акт таможенного досмотра пересылается инспектору ЦЭДа для принятия решения по выпуску товара.

Электронное декларирование товара и ЦЭДы позволили приблизить места таможенного оформления к участникам ВЭД, избавив их от необходимости физического присутствия в месте размещения и таможенного оформления товара.

Можно ли в инвойсе указывать нулевую цену?

Указание в инвойсе нулевой цены на ввозимый товар не допускается. В том случае если ввоз товара в рамках безвозмездной поставки в инвойсе проставляется его фактическая цена каждой единицы товара, его стоимость и отдельно указывается, что стоимость заявляется «для таможенных целей».

Однако несмотря на то, что поставщику товара не причитается оплата за поставленный товар, у импортера товара сохраняются все обязательства по уплате таможенных сборов, пошлин и НДС при его таможенном оформлении, а также все меры нетарифного контроля в рамках соответствующих кодов ТН ВЭД т. е. наличие всех требуемых сертификатов, лицензий и разрешений.

Как проходит таможенное оформление?

Таможенное оформление импортируемого товара начинается с границы, когда транспортное средство с ввозимым товаром въезжает на территорию Таможенного союза или непосредственно на территорию Российской Федерации.

В этот момент таможней на товар оформляется и регистрируется транзитная декларация, в которой указываются все данные по получателю груза, перевозчику, транспортному средству, товару и месту его доставки (СВХ с таможенным органом), указанному в международной транспортной накладной (CMR), где будет завершена процедура доставки для последующего таможенного оформления.

ВАЖНО! До момента прибытия транспортного средства с товаром на СВХ владельцем груза должны быть переведены на расчетные счета в таможне суммы причитающихся к уплате таможенных платежей (таможенный сбор, пошлина и НДС). При авансировании средств на платежи необходимо учитывать динамику курса доллара США, так как расчет суммы платежей производится по курсу Центробанка на день выпуска декларации.

К примеру, владелец груза авансировал в таможню сумму, равную 58500 рублей из расчета суммы платежей, равной 1000 долларам США по курсу 58,5 рублей за 1 доллар США на текущий день. При повышении курса доллара до 58,6 рублей за 1 доллар США в день выпуска декларации, авансированной суммы не хватит для уплаты причитающихся платежей и декларация выпущена не будет.

По прибытию на СВХ транспортное средство с ввозимым товаром регистрируется таможенным органом (пакет с товаросопроводительными документами передается водителем в таможню, инспектор регистрирует прибывшее транспортное средство и завершает процедуру таможенного транзита, открытую на границе).

 С этого момента копии товаросопроводительных документов направляются декларанту (грузовладельцу или таможенному представителю, действующему по его поручению) и начинается процесс декларирования товара.

На основании полученных товаросопроводительных документов декларант составляет декларацию на товар, формализует товаросопроводительные и разрешительные документы, подписывает декларацию своей электронно-цифровой подписью и отправляет в таможенный орган для регистрации и последующего выпуска.

Здесь нужно отметить, что декларация на товар может подаваться как в таможенный орган по месту фактического нахождения товара, либо в центр электронного декларирования (ЦЭД).

После получения декларации и формализованных документов, инспектор проверяет правильность ее заполнения, соответствие описания товара в декларации указанному в товаросопроводительных документах и технических описаниях, полноту комплекта разрешительных документов (наличие сертификатов соответствия, лицензий, пожарных сертификатов, отказных писем и пр.).

Если декларация составлена верно и в комплекте есть все необходимые документы, инспектор регистрирует декларацию, списывает авансированные грузовладельцем таможенные платежи (таможенный сбор, пошлину и НДС) и выпускает декларацию. После этого транспортное средство с выпущенным товаром может продолжить свой путь на склад получателя.

Если же представленный с декларацией комплект является не полным или в декларации обнаруживаются ошибки, инспектор направляет декларанту соответствующий запрос на предоставление недостающих документов и сведений о товаре либо возвращает декларацию на доработку для устранения обнаруженных ошибок.

В некоторых случаях (может зависеть от типа товара, страны его происхождения, стоимости и пр.) товар может попасть под таможенный досмотр. Это является обеспечительной мерой для контроля правильности декларирования ввозимого товара. Представители грузовладельца или таможенного представителя, действующего по его поручению, имеют право присутствовать при досмотре. В случае их отсутствия, при досмотре присутствует водитель транспортного средства, доставившего товар на СВХ.


Что такое аккредитация на таможне?

Аккредитация на таможне – это процесс регистрации юридического лица на таможне в качестве участника внешнеэкономической деятельности.

Для того, чтобы иметь возможность подавать в таможенный орган декларации на ввозимый товар посту юридическое лицо должно пройти процедуру регистрации. После прохождения процедуры регистрации юридическое лицо имеет возможность подавать декларации на товар в любом таможенном органе на территории страны.

Для прохождения регистрации юридическое лицо должно предоставить в таможню следующие документы:

  • Устав общества (нотариально заверенная копия последней редакции);
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (нотариально заверенная копия);
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Свидетельство о регистрации в Статистическом регистре Росстата;
  • Протокол собрания акционеров или участников общества с решением о назначении генерального директора (копия, заверенная печатью общества);
  • Приказ о назначении генерального директора и главного бухгалтера. В случае исполнения обязанностей главного бухгалтера генеральным директором – приказ на генерального директора о возложении обязанностей главного бухгалтера на себя (копии, заверенные печатью общества);
  • Выписка из ЕГРЮЛ (оригинал, выданный не позднее 30 дней на день предоставления в таможню);
  • Справки из банков об открытых расчетных счетах;
  • Копии паспортов генерального директора и главного бухгалтера;
  • Документы, подтверждающие местонахождение организации по фактическому и юридическому адресам (в случае собственности – копия свидетельства на собственность, в случае аренды – копия договора аренды с приложением правоустанавливающих документов арендодателя, заверенных его печатью) и контактные телефоны;
  • Внешнеторговый контракт со всеми приложениями и дополнениями;
  • Паспорт сделки.
Таможенное оформление, таможенная очистка и растаможка - это одно и то же?

В принципе да, все эти понятия описывают обиходным языком процесс помещения товара под одну из таможенных процедур, описываемых в главах с 29 по 43 Таможенного Кодекса Таможенного союза:

  • Выпуск для внутреннего потребления (импорт).
  • Экспорт.
  • Таможенный транзит.
  • Таможенный склад.
  • Переработка на таможенной территории.
  • Переработка вне таможенной территории.
  • Переработка для внутреннего потребления.
  • Временный ввоз (допуск).
  • Временный вывоз.
  • Реимпорт.
  • Реэкспорт.
  • Беспошлинная торговля.
  • Уничтожение.
  • Отказ в пользу государства.

В большинстве случаев, когда речь заходит о таможенном оформлении, таможенной очистке или растаможке, подразумеваются первые две процедуры – выпуск для внутреннего потребления (импорт) или экспорт.

В первом случае товар иностранный товар ввозится на территорию РФ (импортируется), а во втором – вывозится товар отечественного производства (экспортируется).

В случаях, когда таможенное оформление ввозимого иностранного груза производится не на границе, а на таможне, расположенной в одном из регионов страны, он помещается под процедуру таможенного транзита.

Под процедуру таможенного транзита помещаются только товары, находящиеся под таможенным контролем. К примеру, ввозимый автотранспортом иностранный товар помещается таможенным инспектором на МАППе (международном автомобильном пограничном переходе) под процедуру таможенного транзита при пересечении границы. Транзит открывается на определенный регламентом таможни срок, с указанием места доставки (таможенного органа), заявленного в международной транспортной накладной (CMR). По прибытии транспортного средства с товаром на таможенный пост назначения процедура таможенного транзита закрывается.

Таможенное оформление товара (помещение товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления) означает подачу в таможенный орган декларации на товары с предоставлением всех необходимых документов по сделке (внешнеторговый контракт, паспорт сделки, инвойс, договор на перевозку, разрешения на ввоз, лицензии, сертификаты соответствия, документы по юридическому лицу-грузополучателю и пр.), а также уплату причитающихся таможенных сборов, пошлин и НДС.

Какие документы необходимы для оформления груза?

Непосредственно для таможенного оформления ввозимого груза необходимо предоставление следующих документов:

  1. Копия внешнеторгового контракта, подписанная обеими сторонами, со всеми приложениями и дополнениями.
  2. Банковские документы, подтверждающие оплату поставщику товара по контракту (в соответствии с указанными в нем условиями).
  3. Договор с транспортной компанией (в случае поставки товара, в соответствии с базисами, предусматривающими оплату перевозки покупателем (EXW, FCA, FAS, FOB).
  4. Инвойс.
  5. Упаковочный лист.
  6. CMR.
  7. Экспортная декларация на ввозимый товар.
  8. Разрешительная документация, требуемая для ввоза импортного товара на территорию РФ (в зависимости от поставляемого товара - сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, лицензии на ввоз, фитосанитарные и ветеринарные сертификаты, разрешения на ввоз, нотификации, регистрационные удостоверения, отказные письма и пр.).

Дополнительно к указанным таможенным инспектором могут быть затребованы и другие документы, относящиеся к сделке:

  • Документы, подтверждающие таможенную стоимость товара (договор о лицензионных сборах за использование объектов интеллектуальной собственности, иные договоры и соглашения, предусматривающие получение, прямым или косвенным образом, части доходов продавцом товара), если такие присутствуют.
  • Документы по предыдущим поставкам товара при наличии таких поставок.
  • Бухгалтерские документы покупателя, подтверждающие оприходование и реализацию ранее ввезенного товара.
  • Документы, подтверждающие отсутствие взаимозависимости между покупателем и поставщиком товара (выписки из реестра акционеров, списки участников общества и т. п.) или же доказывающие, что имеющаяся взаимозависимость не повлияла на цену сделки.
  • Прайс-листы и коммерческие предложения поставщика товара, являющиеся свободными офертами.
  • Техническая документация на ввозимый товар.
  • Биржевые котировки в случае поставки котируемого товара (нефть, зерно, металл, кофе, концентрат апельсинового сока и т. п).
Мифы о маркировке товаров

В последнее время в свете вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы стали уделять пристальное внимание маркировке ввозимых товаров на соответствие Решению Комиссии Таможенного союза № 711 от 15.07.2011 г. (с изменениями от 17.03.2016 г.) «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», что, как выясняется, может служить серьезным препятствием при ввозе партий товаров на территорию ЕАЭС даже при наличии у импортера всех требуемых документов.

Давайте же разберемся каким требованиям, предъявляемым к маркировке, должен соответствовать товар для беспрепятственного прохождения им таможенного контроля.

Согласно пункту 2 Приложения 9 «Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза», «единый знак обращения продукции на рынке Союза» (ЕАС) - это обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

Таким образом, продукция прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Пока, вроде, все понятно. Проблемы же, как всегда, начинаются при трактовке положений пунктов 2 и 5 решения Комиссии Таможенного союза № 711. Так в первом из них говорится о том, что «Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза», а в соответствии с пунктом 5.1 «Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию».

По мнению одного из представителей экспертного сообщества вся маркировка, соответствующая требованиям ЕАЭС, должна наноситься до выпуска продукции в обращение, что для импортируемых товаров означает «до ввоза», но, во-первых, одновременное предъявление в таможенный орган документа о соответствии, в котором указаны идентификационные признаки товара (марка, артикул, модель, изготовитель), полностью идентичные сведениям о товаре, указанным на самом товаре и/или в документах на товар, означает выполнение требований таможенного законодательства о документальном подтверждении соответствия товаров требованиям техрегламентов. Во-вторых, у таможенных органов отсутствуют полномочия проверять обоснованность выдачи документа о соответствии и/или осуществлять какие-либо действия по проверке фактического соответствия товара требованиям техрегламентов».

На основании вышесказанного у многих участников ВЭД возникают вопросы к таможенным органам по поводу того, каким образом ее сотрудники, основываясь исключительно на факте отсутствия надлежащей маркировки, делают выводы о несоответствии ввозимых товаров требованиям безопасности, при том что наличие выданного в установленном законом порядке сертификата о соответствии свидетельствует ровно об обратном.

Судебная практика по таким вопросам весьма противоречива. И если в некоторых случаях суды становятся на сторону импортера и соглашаются с тем, что проверка нанесения на продукцию знака ЕАС при принятии решения о выпуске продукции не относится к компетенции таможенного органа, то в то же самое время уже есть отмененные решения, принятые судами вышестоящих инстанций, считая вывод об отсутствии у таможенных органов соответствующей компетенции некорректным (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2016 года по делу № А62-5236/2015).

Что же касается нанесения самой маркировки ЕАС на товары, нашей компанией был получен официальный ответ из отдела правовой службы Центрального таможенного управления. Согласно ему и ввиду того, что «единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющих на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза)» «необходимо руководствоваться положениями каждого конкретного технического регламента в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Союза».

Так, к примеру, в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», вступившем в силу с 15 февраля 2013 года указано, что:

  1. Машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности Технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения.
  2. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке.
  3. Единый знак обращения наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение срока службы машины и (или) оборудования.

По вопросу нанесения единого знака обращения на само изделие указывается, что допускается нанесение единого знака обращения только на упаковку и в прилагаемые эксплуатационные документы, если его невозможно нанести непосредственно на машину и (или) оборудование. Машины и (или) оборудование маркируются единым знаком обращения при их соответствии требованиям всех технических регламентов Союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения.

Если же импортер намеревается ввезти партию детских игрушек, попадающих под действие технического регламента таможенного союза «О безопасности игрушек», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (далее ТР ТС 008/2011) и, соответственно, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Союза «наноситься непосредственно на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (индивидуально, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык, в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах». Для игрушек, состоящих из нескольких частей, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Союза наносится на те части, которые могут размещаться на рынке отдельно.

При ввозе пищевой продукции отделом правовой службы ЦТУ ссылается на положения Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее - ТР ТС 022/2011) в соответствии с которыми «маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним». Согласно подпункту 1.11 пункта 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, единый знак обращения продукции на рынке государств–членов Союза ЕАС.

При ввозе же парфюмерно-косметической продукции импортерам следует руководствоваться положениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (далее ТР ТС 009/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799. Согласно статьи 7 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Союза наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию.

Как видно из приведенных выше примеров использование конструкции «и / или» допускает нечеткость трактовки. Таким образом, будет ли нанесение маркировки только на упаковку игрушки или же на упаковку и саму игрушку достаточным для беспрепятственного выпуска предсказать невозможно.

Одно можно сказать с уверенностью – количество толкований и связанных с этим споров, судебных тяжб и административных протоколов в ближайшее время не уменьшится. В этой ситуации обращение импортеров к опытным профессионалам таможенного рынка может помочь им с успехом преодолеть трудности, связанные с маркировкой товара и другим требованиям, предъявляемым таможенными органами к ввозимому товару.

Требования к маркировке продукции Требования к маркировке мебели Требования к маркировке машин и оборудования
Требования к маркировке и эксплуатационным документам Общие требования Требования к маркировке пищевой промышленности
Подтверждение таможенной стоимости

При импорте товаров владелец груза обязан заявить в подаваемой декларации на товары их таможенную стоимость. Именно с этой стоимости и будут исчисляться все пошлины и НДС, которые владелец груза должен будет уплатить в бюджет государства при выпуске товаров в свободное обращение. Однако же не все так просто, как это кажется на первый взгляд.

Давайте разберемся, что представляет собой таможенная стоимость. Этот показатель представляет собой совокупность фактурной стоимости (непосредственно стоимости приобретаемых товаров, указанной в инвойсе от поставщика) и расходов покупателя, которые связаны с его приобретением и доставкой груза до Российской Федерации. Например:

- оплата транспортировки товаров из места их отгрузки до границы РФ, погрузочно-разгрузочные работы и хранение груза до момента его доставки на территорию РФ;

- если в сделке принимали участие иностранные посредники, то выплаты им также включаются в этот показатель;

- лицензионные платежи – если имеет место быть использование объектов интеллектуальной собственности, относящейся к ввозимым товарам;

- соглашения или договоры, содержащие сведения о той части доходов, которые могут причитаться продавцу ввозимого товара;

- другие сведения и документы, способные подтвердить заявленную таможенную стоимость.

Также инспектор может затребовать у грузовладельца экспортную декларацию на импортируемый груз, в которой указана стоимость, коммерческие предложения и прайс-листы поставщика, являющиеся свободными офертами. Кроме того, сотрудника таможни могут заинтересовать документы, подтверждающие отсутствие взаимозависимости или аффилированности между продавцом и покупателем товара, которая могла бы повлиять на стоимость приобретаемого товара, либо доказывающие, что имеющаяся взаимозависимость не повлияла на стоимость.

В компетенцию инспектора, выпускающего декларацию с указанной в ней стоимостью, входит принятие решения о том, является ли эта стоимость верной и не заниженной. Дело в том, что занижение этого показателя ведет к недоплате таможенной пошлины. В зависимости от предоставленных подтверждающих документов, таможенный инспектор может выпустить декларацию, используя любой из 6ти методов определения таможенной стоимости.

Для грузовладельца наиболее предпочтительным, конечно же, является выпуск по 1-му методу, при котором стоимость ввозимых товаров принимается на основании предоставленных документов по сделке. Выпуск же на основании всех прочих методов определения стоимости будет означать для владельца груза корректировку таможенной стоимости в сторону ее увеличения и уплату таможенных платежей, рассчитанных уже от такой стоимости.

Уровень такой корректировки будет определяться таможенным инспектором на основании информации о стоимости ранее ввезенного такого же или аналогичного товара, указанной в аналитической системе "Мониторинг-Анализ ЦБД ГТД" или же указанный в так называемых профилях риска, которые определяются в отделе применения системы управления рисками (ОПСУР).

Для подтверждения правильности и полноты, указанной в декларации таможенной стоимости, инспектор может затребовать у декларанта (фактического владельца груза или таможенного представителя (брокера)), представляющего интересы грузовладельца перед таможенными органами) различные документы, и на основании указанной в них информации принимает решение о том, была ли таможенная стоимость указана верно или нет.

Для импортера-грузовладельца же такой запрос со стороны таможни будет означать, что сроки таможенного оформления его груза затянутся и он будет нести дополнительные финансовые расходы, связанные с хранением своего груза на складе временного хранения, возможной неустойкой как со стороны транспортной компании, так и со стороны покупателей за срыв сроков поставки.

Для того, чтобы избежать подобных задержек и минимизировать риск корректировки (читай, увеличения) таможенной стоимости, проверку всех документов по сделке лучше доверить сертифицированному таможенному представителю, который сможет заблаговременно указать на недостающие документы, которые могут быть затребованы таможней при оформлении товара, а также проконсультировать импортера о возможных вопросах со стороны таможни по уровню цены на ввозимые товары.

Участнику ВЭД следует обратиться к таможенному представителю по вопросу проверки пакета документов, которые действительно необходимы для подтверждения таможенной стоимости, заблаговременно. Это позволит сберечь время и существенно минимизировать расходы на оформление, а также - избежать расходов на хранение ввозимого товара на СВХ до момента предоставления всех затребованных таможней документов, и неустоек со стороны перевозчика и покупателей товара за срыв сроков поставки.

Классификационные решения

При ввозе на таможенную территорию Республики Узбекистан иностранные товары подлежат обязательному таможенному оформлению, при котором декларант - грузовладелец либо таможенный представитель, действующий по его поручению, должен указать в декларации код ТН ВЭД по каждому товару в соответствии его описанием.

Каждому коду ТН ВЭД соответствует таможенная пошлина, уплачиваемая при выпуске товара в свободное обращение. Такая процедура декларирования, когда по каждому ввозимому товару указывается соответствующий ему код ТН ВЭД, применяется в подавляющем большинстве случаев. Однако есть ситуации, когда такой способ декларирования является сложно применимым на практике и влечет за собой значительные расходы со стороны декларанта

Представьте себе компанию, которая приобрела за рубежом производственную линию для модернизации собственных производственных мощностей или пытается организовать собственное производство с использованием оборудования зарубежного производства.

Во всех этих случаях оборудование будет поставляться в страну в несобранном или разобранном виде, по частям, которые будут монтироваться на месте в единое целое.

Список различных компонентов оборудования при подобных поставках может исчисляться тысячами единиц. Декларирование каждой единицы с определением кодов ТН ВЭД, подлежащих к уплате пошлин, а также перечня требуемых разрешительных документов, таких как сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, нотификации, разрешения и многих прочих, может вылиться в практически неразрешимую задачу с получением сотен разрешительных документов в различных уполномоченных ведомствах и уплатой значительных сумм сначала за их получение, а затем и в виде таможенных пошлин.

Однако все эти трудности могут быть преодолены, если владелец груза ввозит оборудование в рамках решения о классификации в соответствии со гл.52 Таможенного Кодекса Республики Узбекистан.

Решения по классификации товаров являются открытой информацией и должны предоставляться всем юридическим и физическим лицам по их письменным запросам без каких-либо ограничений, за исключением информации, являющейся коммерческой или иной охраняемой законом тайной. Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан ведет Реестр выданных предварительных решений по классификации товаров и обеспечивает его периодическую публикацию

Что же такое классификационное решение и как оно может помочь существенно сократить финансовые и временные затраты на ввоз оборудования с большим количеством отдельных частей?

Классификационное решение – это документ, который позволяет ввезти оборудование в несобранном или разобранном, а также в некомплектном или незавершенном виде по единому коду ТН ВЭД.

Давайте же подробнее рассмотрим, как это работает. Классификационное решение выдается таможенным органом на основании предоставленного заявителем заявления с приложенными к нему документами по поставке, а также технического описания оборудования, в котором описывается назначение и обосновывается необходимое количество ввозимых компонентов оборудования, перечня компонентов, чертежей оборудования с обозначенными на них компонентами. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие сведения и документы для принятия этого предварительного решения. Запрос, поступающий от юридического лица, должен быть подписан руководителем организации с указанием фамилии, имени, отчества и должности и содержать данные о месте нахождения организации. Запрос, поступающий от физического лица, должен быть подписан указанным лицом и содержать данные о его месте жительства. Запрос рассматривается в течение двадцати дней со дня поступления запроса в таможенный орган.

Такой способ декларирования позволяет импортеру получить существенную финансовую выгоду ввиду того, что в некоторых случаях оборудование, декларируемое по единому коду, может ввозиться с минимальной пошлиной либо вообще беспошлинно, а также не требует от импортера получения различных разрешений на ввоз отдельных частей и компонентов, что пришлось бы делать в случае декларирования такого оборудования общим порядком.

Формирование пакета документов для получения классификационного решения является сложной задачей, особенно в части, относящейся к составлению технического описания ввозимого оборудования, перечня составляющих его компонентов и чертежей. Малейшие отклонения от установленного регламента могут повлечь отказ в принятии решения либо привести к тому, что значительная часть компонентов будет попросту исключена из перечня. Таможенный представитель, досконально знающий все требования, предъявляемые к пакету документов для классификационного решения, сделает получение классификационного решения понятной и прозрачной процедурой на всех ее этапах.

 

Введение в экспорт

Сидели вы, сидели, и вдруг решили: а не заняться ли бизнесом, а не продавать ли свой товар за рубеж? В такой ситуации товар у вас, вероятно, уже есть, а следующий шаг - поиск грамотного таможенного брокера. Хорошего, понятно, днем с огнем...

Но без паники. Сейчас с экспортом все очень просто, так как электронное декларирование стало действительно электронным. Оригиналы товаросопроводительных документов на таможенном посту больше не нужны. Более того, вам и таможенный пост-то, по сути, не нужен (если только у вас товар не подлежащий ветеринарному и фитоконтролю, и не облагается вывозными таможенными пошлинами).

Машина грузится у вас на складе, мы у себя из офиса удаленно подаем декларацию на товары (ДТ) на таможенный пост и выпускаем ее по соответствующей процедуре. После выпуска ДТ, который происходит в среднем за 2-5 часов, мы вам присылаем выпущенную ДТ в формате ПДФ – это и будет оригинал ДТ. Вы ее распечатываете и отдаете водителю вместе с оригиналами счета-фактуры (инвойса), ТТН и упаковочного листа. Этих оригиналов сделайте экземпляров по 5. CMR – тоже 5 экземпляров с вашими оригинальными печатями и подписями в 22 графе. И все, водитель едет.

На всякий случай распечатаете ему памятку. (см ниже)

ВАЖНО!

Подтверждением вывоза товара является оригинальный штамп «ВЫВОЗ РАЗРЕШЕН», который проставляется в товаросопроводительных документах при пересечении границы. На внутренних таможенных постах, которые находятся не на границе, при выпуске декларации ранее проставлялся штамп «выпуск разрешен». Обратите внимание: выпуск, а не вывоз.

Поэтому спрашивать у нас декларацию и CMR с оригинальным штампом «вывоз разрешен» бессмысленно. В распечатке будут эти отметки и базе, в электронном виде.

Имейте в виду, что ОРИГИНАЛ CMR с этим оригинальным штампом о вывозе после доставки груза покупателю и с соответствующей печатью покупателя должен попасть к вам в бухгалтерию. Поэтому советуем заранее проговорить это с водителем или его руководством. Или с покупателем.

Возмещение НДС при экспорте.

Комплект документов нужно будет передать в налоговые органы в срок не позднее 180 календарных дней. Срок отсчитывается со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Перечень документов для подтверждения экспорта (копии документов, заверенные печатью экспортера):

  • контракт на поставку (копия);
  • проформа-инвойс/инвойс/счет-фактура;
  • ТТН;
  • декларация на товары с печатью приграничного таможенного органа «товар вывезен
  • банковская выписка, подтверждающая поступление оплаты на счет (копия);
  • CMR, международная железнодорожная и авианакладная, коносамент и т.д. с соответствующими отметками приграничных таможенных органов, которые являются подтверждением факта ВЫВОЗА товара с территории РФ. 

Приведенный перечень документов представляется налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с подачей налоговой декларации. По законодательству о налогообложении экспорт должен быть подтвержден не позднее 180-ти календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Возврат НДС при экспорте требует ответственного подхода. При экспорте товаров датой определения налоговой базы является последний день месяца, и если в данный срок указанные документы не будут представлены в налоговый орган, то условия меняются, и операции по реализации товаров в таможенном режиме экспорта уже будут подлежать налогообложению по соответствующей ставке 10% или 18%.

Давайте кратко и быстро пробежимся по основным документам, которые нужны для экспорта:

  • регистрационные документы для таможенного поста, в случае, если вы там еще не зарегистрированы;
  • контракт-договор;
  • инвойс-счет-проформа;
  • ТТН, или CMR, или авианакладная;
  • упаковочный лист;
  • сертификаты, лицензии, разрешительные документы, типа ветосертификат, фитосертификат – в зависимости от вида товара;
  • документы, подтверждающие страну происхождения товара;
  • платежное поручение за таможенный сбор в размере 750 рублей. При наличии экспортных пошлин (это сырьевые товары, типа нефть и нефтепродукты) – платежное поручение по оплате таможенной пошлины;

ОБЕЩАННАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ.

Распечатайте ее, и пусть водитель на границе, рыцарь без страха и упрека, смело предъявляет эти листки таможенникам, если они вдруг вздумают требовать ДТ с отметками о выпуске или CMR с печатями «выпуск разрешен» от внутренней таможни

Возможно ли таможенные платежи указать в договоре как расходы поставщика

Пришел мне пару дней назад такой вот вопрос, цитирую дословно: «Возможно ли таможенные платежи указать в договоре как расходы поставщика»

Перефразирую вопрос: «Мы хотим, не поднимая зад, получить товар, и чтобы нам за это ничего не было».

Если всё так, то этот случай, в принципе, очень доступно описан в схеме "Аутсорсинг вэд: быстро, качественно, недорого. Выбирайте любые два пункта"

Вопросы такого плана бывают очень и очень редко, но все-таки бывают. Дабы не изобретать велосипед и не отвечать на одинаковые вопросы длинными скучными письмами, решила я сегодня поднять именно эту тему и ответить на вопрос, ответ на который всегда можно будет отправить нуждающимся  ссылкой на наш сайт.

Что же означает включить таможенные платежи в расходы поставщика? 

Да, это же обыкновенный DDP!!!

Это означает, что иностранец, поставщик/иностранный продавец, который продает нам товар, обязан будет заплатить за своего покупателя (нашу российскую ООО или ИП) таможенные платежи, которые вообще, по идее, оплачиваются на территории РФ учвэдом-импортером, тем самым ООО или ИП, а точнее ДЕКЛАРАНТОМ, который описан в ст. 186 таможенного кодекса таможенного союза. Внимательно почитайте эту статью. Не хочу ее цитировать, гуглвамвпомощь. Поясню на пальцах: декларант - это не то лицо, которое заполняет ДТ, а российское юрлицо, которое заключило контракт. Из ст. 186 ТК ТС  следует, что статус «декларанта» лицо имеет вне зависимости от базиса поставки по Инкотермс. То есть, и при DDP декларант не иностранец и не таможенный представитель, а тот же покупатель,  и он же в этом качестве указывается, как обычно в соответствующих графах ДТ. При DDP иностранец ( продавец ) просто «нанимает» таможенного представителя-резидента РФ для подачи ДТ и через него так же оплачивает ввозные платежи.

Давайте только не забывать, что альтруистов на земле нет. Продавец не альтруист ни разу, он просто немножечко…. невменькО. Но в любом случае именно он «оплачивает» таможенные платежи из своего кармана за своего покупателя не из чувств альтруизма или благотворительности для. А только потому, что цена товара уже должна включать в себя таможенные платежи и сборы. Поэтому декларанту и его таможенному брокеру важно и нужно правильно определить таможенную стоимость товара ( цена минус таможенные пошлины).  А это сделать очень непросто.

А вот вам и официальная информация:

Вопрос: Вправе ли иностранный продавец подать таможенную декларацию на товары, поставляемые российскому контрагенту на условиях DDP?

Ответ: В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс-2010 условие поставки DDP означает, что продавец, в частности, обязуется нести все расходы и риски, включая ответственность и риск соблюдения таможенных формальностей и оплаты таможенных пошлин, налогов и других сборов, возникающих при ввозе товаров в страну назначения. Данное условие внешнеторгового договора имеет гражданско-правовой характер и определяет гражданско-правовые права и обязанности сторон договора.

Статья 126 Таможенного кодекса РФ, устанавливая требования к декларанту, определяет административную правоспособность лиц. В соответствии с указанной статьей декларантом может быть только российское лицо, за исключением установленных случаев. Поскольку в рассматриваемом случае товары перемещаются через таможенную границу в соответствии с внешнеторговой сделкой, одной стороной которой является российское лицо, то иностранный контрагент не может выступать в качестве декларанта.

Вместе с тем, имея поручение от российского лица в силу условий поставки DDP обеспечить таможенное оформление товаров, иностранный поставщик вправе заключить соответствующий договор поручения с таможенным брокером (представителем). В этом случае последний для подтверждения своих полномочий декларировать товары должен будет представить не только договор с иностранным лицом, но и договор поставки, содержащий указание на условие поставки DDP. В соответствии со ст.328 ТК РФ иностранное лицо вправе самостоятельно уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу.

Согласно пп.1 ст.16 ТК РФ обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров, в том числе по их декларированию, возлагаются на указанное российское лицо, и оно вправе выступать в качестве декларанта (п.1 ст.126 ТК РФ). Таким образом, если иностранный контрагент не выполнит своих договорных обязательств приведенными выше способами, административную ответственность за нарушение таможенных правил будет нести российская сторона договора поставки. Если товары не будут помещены под таможенный режим до истечения срока временного хранения, установленного в соответствии со ст.103 ТК РФ, таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате в их отношении, будут взысканы из стоимости таких товаров в административном порядке (п.5 ст.103, п.2 ст.352, ст.ст.429, 431 и 432 ТК РФ).

А.А.Косов

Государственный таможенный

комитет РФ

Если вы все равно ничего не поняли из вышенаписанного (а в принципе, наверняка, так оно и есть), я очень кратко подведу итог.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ:

Имеется покупатель в РФ (ромашка) , продавец (иностранец) и таможенный представитель (брокер). Деловая ромашка хочет , чтобы иностранец заплатил за нее таможенные платежи в таможню и хочет считать таможенные платежи расходами иностранца.

У брокера должен быть валютный счет и еще он должен быть очень смелым и отважным, а еще тоже чуточку невменько, как и иностранец.  Брокер заключает договор с ромашкой и с иностранцем: с ромашкой – для заполнения ДТ, с иностранцем – для возмещения таможенных платежей за ромашку. В ДТ декларантом будет являться – Ромашка, в 54 графе будет стоять – брокер . Иностранец переводит денег брокеру за ромашкины таможенные платежи , брокер долго-долго е...вычисляет таможенную стоимость товара ромашки, и в итоге платит таможенные платежи за ромашку.

Мы хотим лично познакомиться с этим бесстрашным брокером.

Что такое классификация ТН ВЭД

Сначала я хотела было отмахнуться, либо послать в... гугл.

А потом думала, еще много думала. И передумала. Решила не посылать, а провести маленький ликбез по азам таможни.

Таможня - это ведь вам не котлетки с кулебяками жарить и супы варить.Тут все сложно и не по-детски.

Вот, допустим, знаете что скрывается за этой аббревиатурой ТН ВЭД ЕАЭС? А ну-ка отложили планшеты и телефоны в стороны. А то слышу уже лязг клавиатуры и массовое посещение яндекса, гугла и википедии. Вот так вот навскидку: что такое ТН ВЭД ЕАЭС? И правильно. 6 лет назад я тоже не знала. И столько же бы еще не знала. ТН ВЭД ЕАЭС - это абырвалг таможни. Это азбука Морзе Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Это ключевой документ для работы участников внешнеэкономической деятельности - ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ Евразийского экономического союза.

Скучно? Неинтересно? Да, мне тоже. Это вам не про кулебяки или крыжиков читать. Тут все по-взрослому. Но я попробую и в эту скучную простыню внести изюм и веселье.

Поясню на пальцах, что такое ТН ВЭД. Это такие цифры в количестве 10 штук. Каждый товар закодирован этими десятью цифирьками. У каждого, абсолютно каждого и любого предмета (товара) есть свой код ТН ВЭД. У груши есть, у стола есть, у ручки есть, и у молока есть, у поливинилхлоридной смолы есть, и даже у коровы нетели, которые к нам откуда-то прилетели тоже есть свой код ТН ВЭД.

В ТН ВЭД ТС содержится 1221 товарная позиция, 5052 субпозиции, 11 171 10-разрядная подсубпозиция. Ой, ну, в общем, много. Большинство товаров закодировать, то есть классифицировать, просто (груша код груши, металлическая мебель металлическая мебель, замороженная клубника замороженная клубника). Сложности же идентификации начинаются, например, когда товар является сложным по составу, обладает многими характеристиками, выполняет различные функции. Любопытно, что, например, для классификации любимого детворой киндер-сюрприза в ВТО даже проводили совещание, где в результате серьезных дискуссий отнесли игрушку в шоколадном яйце к... шоколаду. То есть киндер-сюрпризу был присвоен код ТН ВЭД шоколада, не смотря на то, что там имеется не только шоколад, но и игрушка. Ох уж эти игрушки. Сколько детских и недетских слез было выплакано над этими киндерами! Когда из раза в раз приходишь в магазин, тянешь маму за рукав у кассы, показываешь на яйцо пальчиком (спасибо мерчендайзерам с грамотной выкладкой товара), с трясущимися руками прям в магазине вскрываешь эту шоколадную матрешку, а там снова розовая фиговинка. Десятая по счету. Но что-то мы отвлеклись.

ТН ВЭД очень важен по многим причинам. В первую очередь, у каждого кода имеется своя таможенная пошлина и НДС. Поэтому если неправильно присвоить код товару (груше присвоить код огурцов, а высокотехнологическому оборудованию код обуви), то это будет считаться нарочным обманом с целью занизить таможенные платежи, то есть недостоверным декларированием. Ведь если у зеленого горошка пошлина 10%, а мы присвоим ему код другого товара, у которого пошлина 5 или менее процентов, то и в бюджет РФ уйдет уплаченное меньшее количество таможенных платежей. Недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта. Это может привести к привлечению его к административной ответственности. За это могут и - более того - будут с удовольствием и особым цинизмом наказывать публичной поркой на центральной площади. Красной, разумеется. С онлайн-трансляцией на ютьюб.

Штрафы за недостоверное декларирование (неправильно подобранный код товара) начисляются, даже если это обнаруживается таможенными органами после растаможки товара. За недостоверное декларирование ввезённого товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости.

Позволю себе привести пример - бульдозеры. Классификационный код их определяется в зависимости от мощности мотора. Бульдозеры гусеничные мощностью 400 л. с. и более ввозятся беспошлинно, все другие гусеничные бульдозеры облагаются ввозной таможенной пошлиной 10% от таможенной стоимости товара. Учитывая высокую стоимость бульдозера (от 1,5 до 15 млн рублей в зависимости от модели), можно оценить количество люлей (зачеркнуто) ответственность принятого решения о классификации товара.